Вспоминаем и берем на заметку

Мы продолжаем разговор о славянских праздниках и традициях.  На дворе месяц студень (декабрь), и  речь пойдет об исконных праздниках, которые отмечали наши пращуры зимой. Надо сказать, что все праздники у славян совпадают с природными циклами, и поэтому имеют особое  значение. Основными праздниками  были: приход зимы, весны, лета и осени. Это четыре  дня в году: зимнее и летнее солнцестояния,  весенние и осенние равноденствия. Эти дни являются астрономическими началами времен года.

Даже если не праздновать эти дни, а просто помнить о них, то перед человеком уже пройдет юность, зрелость и старость нашей Земли-Кормилицы.  Зима – это старость, мудрость и ожидание рождения  нового.  Время свадеб, гуляний в декабре продолжалось.  Вечера были долгими. Женщины собирались за прялками, за рукоделиями, вели беседы, гадали, вспоминали времена былые.  Старшие передавали опыт молодым, принимали экзамен за зрелость и готовность к взрослой семейной жизни. Экзамены на женскую зрелость принимались обычно в свадебные периоды, то есть, зимой и весной.

 

Веста – НЕвеста

Праздник “Веста” отмечают и 4 декабря и 22 марта в день весеннего равноденствия. Почитается в эти дни огонь, домашний очаг, который символизирует собой борьбу светлых и темных сил. Богиня Веста – хранительница домашнего очага и древнейшей мудрости. Младшая сестра богини Мораны, которая приносит на землю, покой и зиму. Огонь вообще, и домашний очаг в частности, являлся целебным и всеочищающим началом.

В каждой семье старались поддерживать свой огонь, тщательно загребая горячие уголья в печь. Он вздувается по мере надобности. При переходе из одного жилья в другое, при семейном разделе, несли с собою огонь из домашнего очага. В понимании наших предков негасимый огонь символизировал жизненную силу, энергию продолжение рода, благодать и богатство. В некоторых областях Белоруссии огонь домашнего очага до сих пор называют «багацце». Женщина, как изначальная хранительница очага, должна быть любящей женой, заботливой матерью, хорошей хозяйкой. Но прежде, чем выйти замуж девицы отчитывались перед пожилыми и мудрыми женщинами, показывая навыки будущей жены. Случалось это в день Весты.

Вестами так же называли девушек, обученных всем премудростям замужества. Только после приобретения девушкой таких знаний она выходила замуж.

НЕ Вест замуж  старались не  брать.

 

 

 Встреча Велеса-Мороза (Велеса  Зимнего)

6 декабря отмечается Встреча Велеса-Мороза (Велеса Зимнего) – святодень, когда встречают Велеса в его зимнем обличии – в образе Мороза. Праздник Мороза, Зимы, снега и холода. Мороз является покровителем всех зимних занятий, которые проходят вне дома.  Вечером 6 декабря устраивают пиры, на которых проходят замирения рассорившихся. А в качестве праздничной стравы (еды) готовили квас, пекли пироги.

В пору двоеверия на Руси на эту дату приходился день Николы Зимнего, за которым следовали Никольские морозы. В народе говорили: “Два Николы – один травный (9 мая), другой морозный; один с травой, другой с зимой”, “Подошёл бы Николин день, а зима будет”, “На день Николы зима ходит с гвоздём”, “Хвали зиму после Николина дня”, “Сколько Никола зимний даёт снегу, столько Никола вешний даст травы”. В старину на Руси с Николы Зимнего открывались сельские базары и ярмарки, устанавливались цены: “Никольский торг – всему указ”, “Цены на хлеб строит Никольский торг”. Обычай этот пришёл из глубокой древности. Ведь Велес является покровителем торговли. Новгородские купцы в древности даже подписывая договоры с партнерами греками, клялись Велесом.

 День Даждьбога и   Мараны

9 декабря отмечается день Даждьбога и Мараны. По народному преданию, начинаются настоящие зимние морозы: “Зима глаз снега митешит, а уши холодом рвёт”. Те, кто находился в ссоре, продолжали мириться. Как мирились в этот день лето и зима.

Христиане же отмечали в этот день Юрия Холодного, или Зимнего Егория. На Юрия, по народному преданию, начинаются настоящие зимние морозы. Видно, не стерпев стужи, медведи на Юрия в берлогах хоронятся, а волки наведаются к деревенским задворкам. Юрий считался в народе покровителем волков, потому не один волк не зарежет (загрызёт) скотину без повеления Юрия