Ростовская финифть. Рожденная в огне

В нашей сувенирной лавке есть шикарная коллекция украшений с финифтью, сотворенной мастерами Ростова Великого. Невозможно оторвать глаза от удивительной красоты миниатюры, написанной то ли на камне, то ли на фарфоре… Как и столетия назад финифть ценится на уровне драгоценных камней и украшает самые изысканные изделия!

 

Финифть  – это древнерусское название эмали, а произошло оно от греческого “финифтис”, что означает “блестящий”.

Искусство украшения финифтью металлических изделий появилось на Руси еще в 10 веке  и достигло своего совершенства в XVI – XVII веках. Пишется финифть на медной, серебряной или золотой пластине. Подготавливать драгоценный металл к росписи доверяют только опытным мастерам!

Из медного листа сначала вырезают аккуратную пластину необходимой формы и размера, а затем приступают к ковке. Очень важно придать пластине слегка выпуклую форму, чтобы металл меньше подвергался коррозии. Затем на заготовку наносят белую эмаль, которая выглядит как порошок, в основе которого кварцевый песок. После того, как пластину обжигают в печи при температуре 800 градусов, песок расплавится и медь покроется тонким гладким эмалированным слоем. Чтобы предохранить пластинку от возможной деформации при обжиге в процессе росписи, ее оборотная сторона покрывается эмалевым слоем, называемым “контрэмалью”. Эмаль для меди – то же самое, что грунт для холста. На эмалированную поверхность с помощью копировальной бумаги и сажи наносится контур будущей росписи.

На первой стадии росписи по эмали тонкой кистью делается “подмалевок”- наносятся основные цвета. После этого пластинка обжигается в муфельной печи, пока краски не сплавятся и не приобретут яркость и блеск. Высокие температуры хорошо фиксируют роспись. Извлеченная из муфеля пластинка остужается и следует первая прописка, в ходе которой выявляются основные детали изображения и светотени. Затем пластинка вновь сушится, обжигается и остужается. В процессе второй прописки выявляются второстепенные детали, прорабатываются полутона и уточняются цветовые отношения.

Художники наносят на медь больше десяти слоев краски, каждый из которых запекают в печи – так происходит, пока не будут прорисованы самые мелкие детали. Стекловидная краска, в основе которой кварцевый песок, заставляет миниатюру блестеть и отражать свет, именно поэтому финифть получила свое такое название.

Этот краткий обзор процесса создания миниатюр на финифти свидетельствует о том, насколько трудоемка и сложна работа художника, ведь малейшее отклонение от строгой последовательности в работе, даже минутная передержка в процессе обжига могут привести к порче произведения. Законченный вид финифти, как ювелирному изделию, придает золотая или серебряная оправа (филигрань), она изготавливается ювелиром.

Роспись по эмали хранится тысячи лет, она вечно сохраняет чистоту, блеск и прозрачность цвета. Финифть не подвергается воздействию таких разрушительных факторов, как свет, перепады температуры и влажности, загрязнение. Вставленная в драгоценную оправу, которая усиливает значимость и красоту эмали, русская миниатюра может стать прекрасным украшением вашего дома или вас самих!