Первое керамическое панно ручной работы появилось в Томске

6 августа 2015 г. в нашем музее состоялось торжественное открытие первого в Томске керамического фасадного панно. Оно выполнено вручную в лучших традициях русского модерна XIX в. по эскизам музея.

новый фасад музея на Загорной_1

 

Оно выполнено вручную в лучших традициях русского модерна XIX в. по эскизам музея. Украшает собою не только здание, но и облик города в целом, открыв фасаду музея возможность попасть на страницы книг и туристических путеводителей всего мира. 

 

На открытие присутствовали начальник Управления Культуры г. Томска Левицкая Лидия Васильевна, главный специалист отдела культурного наследия Департамента по культуре и туризму Томской области Рачковский Павел Юрьевич, директор гимназии №24 Якуба Марина Ивановна, а также более 50 зрителей, неравнодушных к музею и культуре. Под волшебные звуки гуслей, собравшиеся вкушали варенье из шишек, пили травяной чай, с нетерпением ждали, когда приоткроется завеса и можно будет увидеть первое керамическое панно ручной работы в Томске, аналогов которому, возможно, нет даже во всей Сибири: начиная с эпохи модерна, практика декорирования фасадов керамическими панно в России сошла на нет.

 

 Доходный дом М.В. Сокол, ул. Кузнецкий Мост, 3, архитектор И.П. Машков.

Рисунок 1 Доходный дом М.В. Сокол, ул. Кузнецкий Мост, 3, архитектор И.П. Машков.

Создать индивидуальное панно из изразцов сегодня оказалось не так-то просто из-за острой нехватки специалистов – как выяснилось после долгих поисков, на всю Россию их не более 10. В 2014 году был найден хороший мастер  – Бригадирова Татьяна (Москва), но работа не пошла из-за сложностей в коммуникации: большие расстояния и разность в часовых поясах дали о себе знать. В том же году на музей вышел Базаров Чингиз, художник-керамист с 15-летним опытом, член союза художников России, выпускник Мухинского художественно-промышленного училища в Санкт-Петербурге, томич. Он предложил украсить изразцами печь в Музее и почти сразу получил встречное предложение быть создателем фасадного панно. Началась долгая эскизная работа. Три месяца разрабатывалась концепция, менялось наполнение, одни образы уходили (грифона, единорога), на место их приходили более понятные русалка, сова, золотая рыбка.

SONY DSC

Рисунок 2 Художник-керамист Базаров Чингиз за работой

На отлив и обжиг изразцов у мастера ушло 4 месяца, всего было подготовлено более 300 элементов, потрачено полтонны привезенной из Москвы шамотной глины. Целое послание зашифровано в привычных русскому человеку образах. Впрочем, у каждого может быть свое прочтение увиденного. Одно точно, что изразцы, как и любое произведения искусства, хочется рассматривать очень долго и тщательно, не пропустив ни одной детали.

Керамическое панно из изразцов прекрасно вписалось и украсило экстерьер здания. Однако у нынешнего руководителя музея и дочери основателя, Павловой Ольги Геннадьевны, есть и дальнейшие планы – поддержать центральный декор оформлением боковых фасадов для этого еще при строительстве музея были подготовлены ниши.  Кроме того, в арке, в самой высокой точке музея, планируется установить витраж, для придания фасаду законченности и изысканности.

Безусловно, все эти украшения радуют взгляд прохожего, однако очень затратны для собственников музея. Отчасти для того, чтобы работа не затянулась, при музее было решено создать Клуб Друзей, где каждый может внести посильный вклад в развитие учреждения культуры, будь то финансовая помощь, интеллектуальная или физическая.

Сам Музей, как и его здание, уже стал частью истории города: и как один из крупнейших меценатских проектов, и как пример неподдельного интереса к родной истории, жажде её популяризации, заботе об эстетическом воспитании молодежи. Своим существованием Музей доказывает, что не всё делается ради денег и славы – есть вечные ценности, поведать о которых миру становится смыслом нашей жизни.