«Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведётся»

 

Празднуем Свадьбу Солнца и  Матушки-земли.

Для этого праздника выбирали самый красивый холм, горку, освободившуюся от снега и называли ее «красная», значит «красивая». Саму матушку-сыру землю отдавали замуж за Ярило. Пришла пора красавице рожать-плодоносить. Но сначала праздник свадьбы, веселья и радости. С праздника «Красная горка» начинались гуляния парней и девушек, весна – пора любви. Жениться тоже старались по весне, именно в «красную горку», на Ярылавицу, как говорят белорусы.  Главным персонажем праздника является  весенний бог Ярило. С его женитьбой и оплодотворением земли отмечается окончательный приход весны.

Ярило

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По Украине в этот весенний праздник ходили по домам и славили «ярь и зеленачку». Красная горка была одним из самых любимых праздников славянских народов  и, как говорилось ранее, самым популярным временем  для заключения браков. Старинная русская пословица говорила: «Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведётся». Потому что земля и небо в это время соединяются друг с другом. Точного дня празднования  не было.  Это скорее череда весенних праздников с хороводами и гуляньями молодежи. Например, Лельник – 22 апреля  так же называли «Красной горкой». И основным местом действия так же становился холм рядом с деревней. На нем устанавливали скамью и сажали самую красивую девушку. Она представляла Лелю-младшую из богинь Рожаниц. Справа и слева от девушки на холме на скамью укладывались приношения. По одну сторону размещался каравай хлеба, а с другой стороны находился кувшин с молоком, сыр, масло, яйцо и сметана. Вокруг скамьи раскладывали сплетенные венки.

еще красная горка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Девушки водили хоровод вокруг скамьи и пели обрядовые песни, в которых славили божество как кормилицу и подательницу будущего урожая. По ходу пляски и пения сидевшая на скамейке девушка надевала на своих подруг венки. Иногда после праздника на холме разжигали костер (олелию), вокруг которого также водили хороводы и пели песни. Приведем один пример хороводной  призказки. В центр круга выходила   девица- хороводица  и произносила:

- Здравствуй, Красное Солнышко! Празднуй, ясное ведрышко! Из-за горы выкатайся, на светел мир подивися, по травушке-муравушке вешним лучами-очами пробегай, сердце девичье лаской согревай, добрым молодцам в душу загляни, любовь из души вынь, в ключ живой воды закинь. От того ключа ключи в руках у красной девицы, у Зорьки-Заряницы…

— Зоренька-ясынька гуляла, -  повторяли все, кто стоял в хороводе, – ключи потеряла…

— Я, девушка (называла своё имя), – почти пела хороводница, – путем-дорожкой прошла, золот ключ нашла. Кого хочу – того люблю, кого сама знаю, тому и душу замыкаю. Замыкаю я им, тем ключом золотым, доброго молодца (называла имя избранника)! Потом каждый выкликал имя своего любимого.

Дорого яичко к красну дню.

 

красная горка

Многие весенние  магические обряды связаны с яйцами. Например, перед началом пахоты о голову коня или вола (смотря на ком, пашут) разбивали яйцо. Считалось, что это пожелание хорошего урожая и приплода. С яйцами часто передавали разные добрые пожелания. С глубокой древности их расписывали специальными магическими узорами. Это традиционная народная роспись, которая наносилась на яйца птиц: куриные, утиные, гусиные. Яйцо  – знак Земли и возрождения.  Поэтому весной оно обретало особый магический смысл. А расписанное специальным образом яйцо придает силы и человеку и животному. Узоры, которые наносились на писанку, не были случайными,  они передавались из поколения в поколение, сохраняясь неизменными. Расписные яйца – писанки дарили маленьким детям  с «мотылями» или «с солнышками» – чтобы жизнь была светлой и радостной. Девочкам дарили писанку с изображением распускающихся бутонов – чтобы росли и расцветали. А мальчикам – с дубовыми листочками и сосновыми веточками – чтобы росли сильными, крепкими и здоровыми, как эти деревья. Женщинам дарили писанки с цветами и звездами – чтобы они цвели и освещали мир вокруг себя. Все в эти весенние праздники дышало жизнью, красотой и радостью.  Девицы мечтали о счастливом замужестве и много гадали. Если шел дождь с грозой, необходимо было умыться небесной водой через кольцо. Ведь сам Перун благословлял огнем (мужская сила) и водой (женское начало). Во время празднования « Красной горки» нельзя оставаться дома одному. Считалось,  что просидевшие на печи, не найдут себе пару.  Юношу и девушку, которые были сосватаны на Красную горку, называли «вьюнец» и «вьюница… Вспомните песню : «Вьюн над водой, вьюн над водой, ой, вьюн над водой расстилается, парень молодой разгуляется…»

анна

 

 

 

 

 

 

 

 

Кульминацией праздника является Антипасха ( вместо Пасхи).  Справляется он в первое воскресенье после   Пасхи. Антипасху и называют «Красной горкой». В этом году мы отмечаем ее 12 мая.

Современные пары выбирают  ”Красную горку”  вместо марша Мендельсона.

Как отмечает «Московский Комсомолец», « решением Управления ЗАГС Москвы песня “Красная горка” признана неофициальным свадебным гимном. Автором композиции оказалась молодая певица Анна Сизова, которая работает в жанре этномузыки». Сама певица считает, что на сегодняшний день очень мало таких песен, которые были бы содержательны и несли бы в себе не просто приятную музыку, но и определенную философию. «Мои песни именно такие. И люди это чувствуют, мне приятно, что под мою песню “Ромашковое поле” в университете культуры, где я учусь, уже водят хороводы,- говорит Анна Сизова.

Но одно дело вкусы и пристрастия разных людей, а совсем другое, когда песня с чисто славянским названием становится официальным гимном в ЗАГСе.

Остается верить,  что браки заключенные на Красную горку, будут счастливыми.

Текст: Ольга Морковкина

Использованы материалы сайта  www. mk.ru

 

Возвращаясь к старым традициям, вспомним поговорку: «Ищи жену не в хороводе, а ищи в огороде». Намек  очевиден. Будущая жена должна уметь не только плясать, да песни петь.

Поэтому, мы и предлагаем хозяюшкам на заметку рецепт каши, которая так и  называется

каша«Красная горка»:

 

Ингредиенты:

1 стакан гречневой крупы

1 свекла

1 красный сладкий перец

1 морковь

1 луковица

1 столовая ложка томатной пасты (2-3 помидора)

Соль

Луковицу пассировать на растительном масле:

Добавить морковь и слегка обжарить:

Добавить тертую сырую свеклу и жарить еще пару минут:

Заложить нарезанный сладкий перец:

Томатную пасту, и тушить минуты три:

Всыпать гречневую крупу и продолжать жарить, помешивая с минуту:

Влить стакан кипятка, посолить. Накрыть крышкой:

Томить на небольшом огне около 20 минут. В конце перемешать. Приятного аппетита.