Кто скрывается под маской?

Разве можно представить шумный и веселый новогодний праздник без маски и облачения в костюмы? Эта традиция не нова – история ряжения уходит корнями в прошлое!

Само ряжение – обычай, сопровождающий важнейшие обряды и праздники, связан с древними славянскими культами. В XIX веке многие из них еще носили обрядовый характер, сейчас же многие праздники воспринимаем как игру и забаву, забыв о глубоком значении и смысле.

маски68951005_S_igrisha2ааа

Театрализованные представления, игры, сценки разыгрывались не только на площадях ярмарок. В деревнях на праздники тоже собирался народ и веселился от души. Такие праздники наши предки славяне связывали с наиболее важными природными циклами: летним и зимним солнцестоянием, весенним и осенним равноденствием. А древний ритуал ряжения – самый интересный элемент народного увеселения и по сей день!

Одеяния ряженых представляли образы животных (коза, лошадь, медведь, бык, журавль), нечистые силы (черт, ведьма,

106645734_I15PARADOXmaskf12_640

Маски создавались стихийно, задачи сохранить на долгое время не было, поэтому найденные археологом А.В. Арциховским маски во время раскопок в Новгороде очень ценны!

покойник, кикимора, русалка) или людей других профессий, занятий (цыган, барин, разбойник, аптекарь, мельник). Такие

персонажи для ряжения выбраны не случайно. К примеру, с идеей плодородия связаны коза («где коза ходит, так жито родит»), козел, бык, медведь (символический образ бога мудрости, богатства Велеса). На праздничных игрищах ряженный медведем,  по просьбе «поводыря» показывал всем присутствующим, как люди выполняют те или иные виды работ, а заключительным «номером» обычно демонстрировал, «как девушек целуют»: «медведь»  бегал по избе, ловил и обнимал  всех девиц по очереди.

Главная задача ряженого – изменить свой облик до неузнаваемости, чтобы защититься от нечистой силы и привлечь удачу на свою сторону, пугать и дурачить окружающих, смешить своим видом и поведением – ведь смех имеет сакральное значение! Он словно призывает силы природы пробудиться от сна. А если ряженого узнавали, тогда он бежал наутек домой.

Маска с глубокой древности – важный атрибут одежды ряженого. Только раньше назвали ее по-другому – харя, личина или рожа. Чтобы изменить свой облик до неузнаваемости, славяне использовали подручные материалы: солому, мешковину, ухват, коромысло, дерево, куски рогожи, бересту, тулупы, вывернутые наизнанку и многое другое. Некоторые затейники покрывали лицо сажей или мукой, обкручивали ноги, руки соломой, чтобы они выглядели кривыми и толстыми, и подкладывали солому под тулуп, делая горб. А если еще и кудель добавить на голову, чтобы выглядеть косматым, тогда получится образ, который именовали «стариком» и «пугалом».

Неотъемлемой частью костюмов многих персонажей были шумопроизводящие украшения – своеобразные «музыкальные» инструменты (например, две печные заслонки).

Наши предки традиционно рядились в период зимнего солнцестояния и весеннего равноденствия – праздника наступления весны.

kak-pravilno-kolyadovat-3С прибавлением светового дня после зимнего солнцестояния (21-24 декабря) 25 декабря праздновали рождение нового солнышка, которое своим появлением утверждает победу света и тепла. Зимой ряженые в костюмы колядовщики обходили дома односельчан в определенном порядке, называя себя «непростыми гостями», приносящими хозяину дома радостную весть о рождении нового солнца. К приходу колядовщиков на Руси относились весьма серьезно, с удовольствием принимали все величания и пожелания, старались их, по возможности, щедро одарить. «Непростые гости» складывали дары в мешок и отправлялись к следующему дому.

А 21 марта провожается зима в облике Мораны – богини холода и смерти, чучело которой сжигается. С песнями и плясками, а, главное, ряженые в костюмы, так наши предки встречали весну и вместе с ней новый урожайный год.

Славянскую маску из природных материалов можно сварганить самому в Мифологической мастерской Музея!

Записаться на мастер-класс можно по тел. 8 (3822) 210-333.