Главные экспонаты: 12 сокровищ Музея

В новый год с новой рубрикой!
Дорогие друзья! В этом году мы запустили новую познавательную рубрику «Главные экспонаты: 12 сокровищ Музея». Каждый месяц вы будете узнавать интересные факты об удивительных этнографических экспонатах, которые находятся в нашем музее.
Экспонат марта

В рамках проекта музея «Главные экспонаты: 12 сокровищ Музея» представляем угольный утюг.

Утюг состоит из корпуса, в который помещаются горячие угли. Корпус закрыт крышкой с Г-образной трубой, составляющих единое целое. К корпусу крышка крепится металлическим стержнем, продетым в «ушки». Крышка закрывает корпус при помощи щеколды. На крышке закреплена деревянная ручка. В задней части корпуса есть отверстие для поддува, закрывающееся каплевидной задвижкой. Внутри корпуса – колосник с отверстиями в виде усечённого конуса.

Наш утюг, по-видимому, повидал многое на своём веку. Об этом говорят две металлические «заплатки» на его крышке, прикреплённые при помощи заклёпок, а также потёртости, окалина и ржавчина. На деревянной ручке следы обгорания, вероятно от чрезмерного нагревания утюга.

Представляемый утюг изготовлен предположительно в начале ХХ в. Материал – чугун, техника изготовления – литьё.

утюг

Утюг был изобретён давно. Для разглаживания одежды в древности использовались слегка обработанные нагретые булыжники. В IV веке до нашей эры в Древней Греции были изобретены способы плиссировки одежды из полотна с помощью горячего металлического прута, напоминавшего скалку. В труде тюркского филолога Махмуда Кашгари («Диван лугат ат-турк») написанном в Ⅺ веке, есть упоминание об этом предмете обихода: «үтүк – железо в форме лопатки, которое накаливают и используют для прогревания ворса одежды и её разглаживания».

4-6-560x475В XVIII—XIX веках утюги представляли собой металлические сооружения, близкие по форме к современной. Утюги нагревались на газу или в печи. В России до введения в обиход утюгов в эпоху Смуты поляками и литовцами одежда не гладилась. Рубахи и порты из натуральной льняной ткани после стирки и сушки требовалось хорошо размять для придания мягкости и ворсистости. Это осуществлялось оригинальным способом. Бельё наматывалось на скалку, после чего несколько раз тщательно прокатывалось «рубелем» — длинной деревянной плашкой с рёбрами на нижней поверхности и рукоятью на конце. Рубель с характерным стуком перекатывал скалку, рёбра его при этом разминали волокна ткани. Это приспособление называлось также «ребрак», «раскатка», «пральник» и тому подобное.

В прошлом для нагрева утюгов их ставили на печь либо в них (угольный утюг) клали горячие угли. Существовали также спиртовые утюги. В старину утюги преимущественно изготовляли из чугуна. Смысл древнетюркского словосочетания «утюк» складывается из двух значений: «ут» — огонь, «юк» — положить. Первое упоминание об утюге в России встречается в 1636 г. в книге записей царицы Евдокии – супруги царя Михаила Фёдоровича: «Генваря в 31 дня, кузнецу Иванке Трофимову 5 алтын, а он за те деньги сделал в Царицыну палату утюг железный…»

Сто лет назад «углевые» утюги внешне походили на мини-печки: внутри них находились красные пылающие угли. Чтобы обеспечить тягу, сбоку в конструкции просверливали особые отверстия. Порой утюг на углях даже имел отдельную трубу для выхода дыма. Чтобы вновь разжечь уже немного остывшие угольки, в отверстия усиленно дули либо активно размахивали самим утюгом, хотя он был не таким уж и легким.

вриакр

В России в XIX в. часто утюг ставили рядом с самоваром во время приёма гостей. Вместе с самоваром он символизировал достаток в доме.

Известен рассказ одной бабушки из Ярославской области: «Не хотелось мне замуж идти в чужую деревню, а мать уговаривала: «Иди, дочка, в том доме есть угольный утюг!»

В Переславле-Залесском существует частный Музей утюга, где представлены экземпляры XVIII—XX вв. Несколько раз в год в музее проходит Праздник утюга, на котором любой посетитель может испытать утюги в действии.

Большая коллекция утюгов (более 150) хранится в историко-культурном комплексе «Замок Радомысль» (Украина).

Экспонат февраля

В рамках проекта музея «Главные экспонаты: 12 сокровищ Музея» представляем знаменитую русскую подкову!

Подкова, которая перед вами, была найдена в июне 2002 года на месте бывшей деревни Ново-Александровка Кривошеинского района, к сожалению, ещё в 70-е годы прошлого века ликвидированной как бесперспективная. Подкова лежала в земле на том самом месте, где когда-то стоял дом Гордеева Егора Устиновича, работавшего в местной больнице завхозом и конюхом. Сейчас эта подкова принадлежит правнуку Егора Устиновича Латыгольцу Егору Сергеевичу и будет передаваться дальше из поколения в поколение как семейная реликвия семьи Гордеевых – Латыголец.

IMG_4491

Подкова предназначена для предохранения копыт лошади от износа и защиты их от травмирующих ударов о твёрдый грунт. В зимнее время подковы, снабжённые шипами, улучшают сцепление копыта с грунтом и предотвращают скольжение. Подкове предшествовали приспособления в виде чулка или башмака из лыка, тростника, кожи, растительных волокон. Укреплялись над венчиком копыта под щёткой верёвками или ремнями. Эти башмаки были непрочны и быстро изнашивались.

artlib_gallery-38308-oПодковывать лошадей впервые стали галлы приблизительно в IV–III вв. до н. э. На Руси подкова известна с VII в. В каждом посёлке, городе были кузнецы-умельцы по изготовлению подков и «снабжению» ими жителей окрестности. В России ковочное дело начало развиваться на государственном уровне после Указа Петра I от 1715 года: «В Москве и губерниях сыскать кузнецов добрых, взять во всякую губернию по два человека и велеть им учить кузнечному делу русских…». В 1732 году в село Хорошево под Москвой была открыта первая в Европе коновальная школа.

 

 

подковаС давних времён в самых разных странах подковам приписывают мистические свойства. Подкова – древний символ плодородия и благоденствия. У многих народов мира она не только символ богатства, удачи, счастья и успеха, но и серьёзный оберег дома. Подкову  нужно обязательно найти, лучше в поле или на дороге, а не купить и не принести из конюшни. А ещё принято считать, что если у найденной подковы сохранились остатки гвоздей, которыми она была прибита к копыту лошади, то она в разы увеличивает свою обережную силу!

Как относиться ко всему этому? Способен ли весьма обыденный предмет обладать магической силой? Лучше всех на этот вопрос ответил Нильс Бор, когда его спросили, верит ли великий учёный в то, что подкова над дверью приносит счастье:

«Конечно же, не верю! Но подкова приносит счастье даже тем, кто в это не верит».

Экспонат января

В 2019 году наша «Грязовецкая прялка» отмечает 100-летний юбилей! А это значит, благодаря ей, в этом году в музее стартует новый проект «Экспонат месяца». Наша «юбилярша» изготовлена в Грязовецком уезде Вологодской губернии в 1919 году, видимо, для девочки-подростка. В этой местности столетиями складывались традиции по созданию самых настоящих шедевров. Особенность грязовецкой прялки в том, что ножка и лопаска составляют единой целое, тона рисунка сдержанные, неяркие. В то же время легка, удобна в обращении.

IMG_1807 — копия

В жизни наших предков прялка играла важнейшую роль.
Трудно представить, сколько тонн пряжи наши прабабушки спряли долгими зимними вечерами. Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. У восточных славян пуповину новорождённой девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки своё имя, обязан был на ней жениться.

12735_main_foto_1_03Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день Масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, а ту, которая упадет с прялки, ожидают неудачи. На время колядок прялку и все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан, чтобы их духи «не испортили».

 

 

art211res

Прядение также является функцией некоторых мифологических персонажей, а Прялка оказывается связанной с «тем светом». По верованиям восточных славян, нечистая сила (кикимора, домовой, русалка, ночница и др.) прядёт тогда, когда прялка оставлена на ночь (или на праздник) с неоконченной куделью. Иногда, оставляя прялку на ночь, произносили оберег: «Хозяюшко домовой, не трогай моей прялочки, пусть она тут лежит», а веретено убирали.
Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, муж – жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.

Прялка служила оберегом для девушки. По представлениям наших предков, прялка охраняла девушек и молодиц от злой встречи, сглаза и порчи. Для лечения детей от ночного плача и от испуга клали под колыбель мальчику топор, а девочке — прялку.

34044528_Moshkin_AntonПожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные зеркальцами, расписные, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России!
Итак, ручная прялка состоит из вертикальной части (лопать, лопатка, лопаска, лопасть), которую украшали росписью и куда привязывается кудель. Горизонтальная часть или донце – место где сидит пряха. Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.