Все ипостаси Перуна

Клименко Андрей. Перун. 1999-2007. Холст, масло

Клименко Андрей. Перун. 1999-2007. Холст, масло

Загремели тогда громы на небе,

Засверкали тогда в тучах молнии,

И явился на свет, словно молния,

Сын Сварога Перун Громовержец.

Перун — самый знаменитый из братьев Сварожичей.

2 августа по новому стилю или 20 июля по старому нашими предками отмечался общенародный праздник – День Перуна или Перуница, праздник в честь одного из главных богов, которым поклонялись древние славяне.

Громовержец Перун – покровитель воинов и земледельцев. Он считался покровителем дружины воинов, защитников родной земли и князя – её предводителя. Пользовались его покровительством также честные труженики-пахари, поскольку от Перуна, дарующего дождь, зависело плодородие земли. Именно потому посвящённый этому богу праздник – Перунов день – был наполнен двумя смысловыми составляющими: воинской и земледельческой.

Как правило, Перун представал в образе немолодого крепкого мужчины с длинными седыми волосами и бородой. В руках, по преданиям разных славянских народов, он мог держать “гром-камень”, топоры, палицу, стрелы и лук.

Перуну положено было приносить многочисленные жертвы как бескровные, так и кровавые (вплоть до человеческих). Перед его идолом всегда горел неугасимый огонь, который поддерживали волхвы.

«Перун есть мног» – говорят древнерусские источники, подразумевая наличие у него нескольких ипостасей. В день бога Перуна полагалось почтить каждую из них.

Ожиганов Игорь. Перун

Ожиганов Игорь. Перун

Так, бог небесного огня и покровитель воинов представал и в образе бога-управителя, строго контролирующего выполнение законов – как глобальных основ Мироздания, так и договоров в отношениях между людьми. Перун, питающий землю живой влагой, благоволил земледельцам и пахарям в летнюю пору. Также он пристально следил за тем, чтобы Коло Сварожье – времена года – исправно сменяли друг друга, обеспечивая циклическое возрождение природы. Отважный и несокрушимый воитель, Перун зорко стоял на страже Яви – мира живых. Кроме того, в его власти было даровать мужскую силу.

День Перуна считался ещё окончанием лета и началом осени. Даже народная примета утверждает: «до обеда лето, а после обеда осень».

До Перунова дня традиционно завершался сенокос, а после него начиналась пора жатвы и других осенних сельскохозяйственных работ.

К празднику Перуна начинали готовиться заранее. Женщины шили членам семьи новую праздничную одежду, мужчины выбирали оружие – непременный атрибут Перунова дня. На всю деревню пекли огромный пирог, готовили творог – особо почитаемое Перуном кушанье, варили пиво.

За восемь дней до праздника бросали жребий для того, чтобы узнать, какую жертву и в каком размере каждому следует принести. Жребий «жертва» означал, что в дар богу следует заколоть животное (быка или петуха). На его крови заговаривалось оружие, ею же волхвы помазывали чело воинам, благословляя их. Те, кому выпадало по жребию «сребро», жертвовали Перуну деньги, «брашно» – приносили пищу. Наконец, если жребий указывал «пря», то этот воин должен был впоследствии принять участие в поединке.

Рерих Н.К. Идолы. Языческая Русь. 1910. Холст, темпера. Галерея нового искусства. Загреб, Хорватия

Рерих Н.К. Идолы. Языческая Русь. 1910. Холст, темпера. Галерея нового искусства. Загреб, Хорватия

В народе праздник Перуна именовали «сердитым днём». В этот день строго запрещались любые работы: нельзя было пахать землю, выгонять за околицу скот. Традиционно славить Перуна собирались в дубовой роще (в крайнем случае – у старого дуба), на возвышенности, неподалёку от текущей воды. К празднику готовились трибы – символические дары богу. Это мог быть хлеб, домашняя выпечка, зерно или крупа. Любой мужчина, присутствующий на дне Перуна, был обязан иметь при себе оружие – нож или топор. Кроме того, заранее изготавливались огневицы – маленькие плотики или кораблики. В конце праздника на огневицу устанавливалась зажжённая свеча, на которую нужно было «наговорить» заветные пожелания, и отправить плыть по течению реки или ручья.

Специфику празднования составляли ритуальные действия, которые подтверждали или прославляли те или иные деяния Громовержца. Это было громыхание различного вида, подражающее раскатам грома, обливание водой (в засушливое лето) и, напротив, попытки пронести полное ведро, не расплескав его, если лето выдавалось дождливым. В день Перуна центральное место занимали различные конные и пешие состязания, поединки и воинские обряды.

Перунов день прзднованиеВ самом начале праздника трением добывали Живой Огонь, от которого разжигали костёр на чистых дубовых поленьях. После того, как он прогорал, над пепелищем насыпали «могилу», на которой проводили обрядовые бои. Это действо носило название тризны. После неё совершалась «страва» – люди собирались за угощением, поминая воинов, павших в боях. Далее следовали разнообразные игрища. Взятие «городка», ряжение в волков и разыгрывание шуточной «охоты», купание в реке, прыжки через огонь – далеко не полный список того, чем был славен Перунов день. Славления Перуну содержали просьбы укрыть от обмана и привести к славе, сберечь от пороков и привести род к процветанию.

Празднование Перунова дня продолжалось всю ночь, заканчиваясь лишь на рассвете.

С приходом и укоренением на славянских землях христианства образ Перуна был замещён пророком Ильёй, разъезжающим по небесам на огненной колеснице. По народным поверьям, Илья поражал стрелами нечистых духов, таким образом вызывая грозу. День Перуна при поддержке христианских апологетов также постепенно перевоплотился в Ильин день, сохранив многие прежние традиции.

Автор статьи С.М. Латыголец