Чудеса под микроскопом

Выставка МИКРО-ДИВО от «Сибирского левши» -  в Первом музее славянской мифологии  с 27 сентября по 10 января.

Помните «Левшу» – ловкого мастера, подковавшего блоху? В настоящее время человека с таким талантом назвали микроминиатюристом.

Микроминиатюра - редчайший вид  искусства. Это создание крошечных художественных творений. Порой они настолько малы, что разглядеть их можно только при помощи специальных приборов. Прежде чем создать микроминиатюрные предметы, художник изготовляет специальные инструменты. Каждая работа занимает  много времени: месяцы, иногда и годы. Мастеров миниатюрного труда  в мире единицы, и во все времена их работа оценивалась очень высоко.

mini_knigi

Миниатюра и микроминиатюра.

Обращаясь к истории этих видов искусства нельзя сказать, что одно стало продолжением другого. Скорее развитие шло параллельно.

Слово «миниатюра» (от лат. minium — красная краска) обозначает живописное или графическое изображение малого размера. Миниатюры возникли в искусстве рукописной книги из потребности украсить, выделить первые строки и заглавную букву. Первые строки обычно выделялись красной краской — миниумом, отсюда название. Постепенно красочные инициалы, буквицы с элементами орнамента превращались в отдельные композиции, иллюстрации, сопровождающие текст.  Миниатюры выписывались акварелью и гуашью с использованием листового золота. Художественные иллюстрации рукописей на папирусах известны уже в Древнем Египте. Сохранились отдельные образцы позднеантичных миниатюр, восходящим к первым векам нашей эры, например,  «Илиада», «Энеида». Миниатюрные изображения использовались в ювелирном деле. В музеях мира сохраняется немало филигранных изделий художественного и прикладного характера, изготовленных более двух тысячелетий тому назад. И теперь они поражают нас необычайной, иногда прямо-таки загадочной тонкостью исполнения. Скифские, сарматские в греческие украшения эпохи эллинизма прекрасные тому примеры.

Три Богатыря

Микроминиатюра – изображение еще более мелкое, при этом точно и талантливо исполненное. Это не только живописные работы, но и микроскопические поделки, например, точеная расписная матрешка размером в 1 мм. Поэтому, художник  микроминиатюрист является еще и скульптором,  и резчиком,  и  ювелирном и переплетчиком .

Микроминиатюра известна с глубокой древности. В Китае, Индии, Японии нанесение текстов и изображений на рисовые зерна является традиционным искусством вот уже несколько тысячелетий.

В честь победы в  Великой Отечественной войне  правительство Индии сделало подарок И.В.Сталину  – рисовое зерно с поздравлением состоящем из  500  знаков.  Экспонат был выставлен в Москве в Музее подарков Сталину, и собирал очереди из желающих увидеть это чудо своими глазами.

foto1

«Сибирский Левша» в Томске.

Не менее высокий интерес  вызывает выставка Анатолия Коненко в Томске.

 Когда мы говорим о чем- то совершенно невозможном, вспоминаем старинную поговорку о том, как  верблюд  никогда не пройдет в игольное ушко. А теперь представьте целый караван верблюдов, которые вместе с погонщиками размешены в ушке иглы или Эйфелеву башню на усике комара.  Это реальные экспонаты, выполненные  талантливым микроминиатюристом Анатолием Коненко. Выставка его работ пройдет в Первом музее славянской мифологии  с 27 сентября по 26 ноября.

Анатолий Иванович Коненко

художник-микроминиатюрист

- Профессор РАЕ

- Член Союза дизайнеров России

- Член Союза художников России

- Занесён в Книгу рекордов Гиннесса

- Главный эксперт Книги рекордов России

- Соискатель Государственной премии РФ

- Признан Мировой академией рекордов

Анатолий Коненко разработал особые технологии по  микроживописи, графике, скульптуре, резьбе по кости и косточках плодовых деревьев, макетировании, ювелирном, токарном направлении. Все работы  мастера высоко оценены специалистами  и посетителями выставок. Выставки постоянно проводятся не только в  нашей стране, но и  за рубежом : в США, Германии, Франции, Чехии, Испании, Японии, Китае.

????????-???????????????? ???????? ???????

Одним из направлений, где Анатолий Коненко проявил себя наиболее широко – является миниатюрная книга. С 1994 мастер создал  около двухсот миникниг . Из них 35 мини- и 14 микрокниг с произведениями  А.С.Пушкина.  Миниатюрные книги А.Коненко отличаются безупречным качеством переплёта, неповторимым изяществом берестяных орнаментов. Некоторые книги поражают своей оригинальностью, например,  в виде гармошки: «Василий Тёркин», аккордеона «Сонеты» Шекспира, самовара на футляре «Мухи-Цокотухи» Чуковского.

При издании мини – и микрокниг Анатолий Коненко является художником, дизайнером, гравёром, переплётчиком. Все книги переплетены и оформлены вручную. Таким образом, каждая книга является произведением прикладного искусства. Но есть среди работ выдающегося мастера одна особенная книжка. Это СУПЕРмикрокнига  размером менее 1мм , а точнее 0,9 x 0,9 мм. («Хамелеон» Чехова).  В 2002 г. она была занесена в Книгу рекордов Гиннесса. Этот Рекорд поставил Россию на первое место в мире в области издательского мастерства микрокниг. Один экземпляр книги находится в библиотеке Президента России.  Почти каждый экспонат выставки можно сопровождать эпитетом самый…самая…самое. Это направление в искусстве является новым, оно даёт возможность творчески раскрыться каждому, кто попытается окунуться в его безграничные проявления, требует минимум материала, но максимум усидчивости, творческой изобретательности.

Кроме этого, опыт работы с микроминиатюрой и микроскопическими инструментами пригодился для изготовления микроинструмента для офтальмологии.

Увидеть самые маленькие экспонаты можно увидеть в нашем музее.

Стоимость билетов: 120 -200 руб./чел. Подробнее: http://slav-museum.ru/price/